Тема: синонимы
Цель:создать условия для систематизации знаний о синонимах и их функции в тексте;
формировать умение определять синонимы и употреблять их в разговорной речи;
отрабатывать орфографические и пунктуационные навыки;
создавать условия для воспитания бережного отношения к матери.
Оборудование: карточки с заданиями, мультимедийная презентация, учебник русского языка для 5 класса
Тип урока: комбинированный
Формы работы: коллективная, индивидуальная, фронтальная
Ход урока
1. Организационное начало (Слайд 1)
- Добрый день. Прозвенел звонок, мы начинаем урок. Пусть наша совместная работа на уроке будет успешной и порадует всех нас.
- Запишите в своей тетради ребята число, классная работа. Оставьте одну пустую линеечку для записи темы урока.
2. Актуализация (слайд 2)
1)
- Дома, ребята, вы должны были повторить правописание и, ы после ц. Займёмся орфографическим рисованием, проверим, как вы подготовились.
Цыган, авиация, цирк, цыплёнок, циркуль, сестрицын, овцы, цифры, птенцы, цыпочки.
2)
- Над каким разделом русского языка мы теперь работаем с вами?
- Ну что же, проверим ваши знания. Поиграем в эрудитов. (Слайд 3)
На слайде:
Лексика, толковый словарь, лексическое значение, однозначные, многозначные, прямое, переносное.
3. Подготовка к изучению нового материала.
- А теперь, ребята, я расскажу ваам одну небольшую сказку.
- Старые люди рассказывают, что в древнем государстве Языкознании встречались бродячие слова. Они появлялись то здесь, то там, одинаково смотрели на людские горести и радости. Сказывают, что даже на одном языке разговаривали. Много у этих слов было общего. А счастья не было. Словно тени, слонялись они по стране, одинокие, несчастные, нигде не находили себе пристанища. И что самое грустное – они никак не могли встретиться друг с другом.
Но однажды по стране прошел слух, что в одном городе появился волшебник, который всех одинаковых и неприкаянных делает счастливыми. Со всей страны съехались разные слова в этот город. Очень уж хотелось им найти поскорее друзей. Волшебник (а он был очень мудрым человеком) выстроил их в один ряд, объединил наших знакомых под одним флагом, повелев им друг друга братьями величать и не обижаться на то, что, приняв клятву верности, они стали называться одним словом. Ведь всё равно каждый из них не потерял своей красоты, яркости, а только лучше стал, как всякий счастливый.
- Может кто-то из вас назовёт то слово, которым стали называться слова, похожие по своему значению. (слайд 4)
- Верно, синонимы. (слайд 5)И сегодня на уроке мы узнаем, в чём особенность синонимов, для чего они нужны и можно ли без них обойтись. Несмотря на то, что они необычны, будем учиться находить их в тексте и употреблять в речи.
- Запишите на пропущенной строке тему нашего урока «Синонимы».
4. Изучение нового материала (слайд 6)
- Слово «синонимы» образовалось от греческого слова «sinonimos», что значит одинаковый, одноименный. По гречески часть слова «ним» - значит «имя», а приставка «син» - один, общность.
- А теперь, ребята, я предлагаю вам игру, которая называется «Заморочки из бочки». Каждый выберет себе «заморочку» и всем нам расскажет, что узнал о синонимах.
- Какие слова называются синонимами?
- Чем отличаются синонимы друг от друга?
- Что помогают выразить синонимы?
- Что помогает сделать правильный выбор синонимов?
- Для чего нужны синонимы?
- Одинаковы ли синонимы у разных значений многозначных слов?
- Если мы затрудняемся сами подобрать синонимы к словам, то к чему мы можем обратиться? (знакомство со словарём синонимов, у разных значений многозначного слова свои синонимы)
- А как вы думаете, ребята, все ли слова имеют синонимы?
5. Физкультминутка. (слайд 7)
- А теперь немного отдохнём. Несколько раз глубоко вдохните и выдохните: вдох – выдох, вдох – выдох, вдох – выдох. Широко улыбнитесь своему соседу справа, а теперь – соседу слева. Наморщите лоб – удивитесь, нахмурьте брови – рассердитесь, наморщите нос – вам что-то не нравится, расслабьте мышцы лица,лицо спокойное. Поднимите и опустите плечи: вдох – выдох, вдох – выдох.
6. Закрепление изученного (слайд 8)
Выпишите только те пары слов, которые являются синонимами. Какие пары лишние и почему? (Синонимами являются слова одной части речи)
Сверкать – блестеть, маленький – малыш, пение – петь, храбрый – бесстрашный, торопиться – спешить.
Задание: найдите слово с приставкой, написание которой зависит о согласного корня. (бесстрашный)
1) Синонимы могут отличаться оттенками значений, степенью современности, употребление в разных стилях речи. Я предлагаю вам подобрать синонимы к следующим словам. (ходики, педагог, око, перст, уста, ложе).(слайд 9)
2) А кто знает, в чём разница между синонимами одеть и надеть? (слайд 10)
(одеть что-то, надеть кого-то)
- Составьте предложения со словами одеть и надеть по вариантам. (слайд 11)
4) Замените данные словосочетания одним словом – синонимом.
Внутренняя сторона кисти руки - ... (ладонь)
Изображение человека на картине или фотографии - ... (портрет)
Обозначение, название места, где кто-либо живёт и надпись на конверте - ... (адрес)
Тот, кто работает в шахте - ... (шахтёр)
Асфальтированная дорога - ... (асфальт)
5)Творческое задание.
- Послушайте сказку В.А.Сухомлинского «Семь дочерей».В ней семь раз употребляется глагол «сказала». Какие синонимы можно подобрать к глаголу «сказала»?(слайд 12)
СКАЗАЛА – перебила, щебетала, лепетала, ворковала, проговорила, застрекотала, пробормотала. (подсказака – кросенсы на слайде 13)
Было у матери семь дочек и сын. Однажды поехала мать к сыну, который жил далеко. Вернулась домой только через неделю. Когда мать вошла в дом, дочки одна за другой стали говорить, как они скучали по ней.
- Я скучала по тебе, как маковка по солнечному лучу, - сказала (ПРОГОВОРИЛА) первая дочь.
- Я ждала тебя, как сухая земля ждёт каплю воды, - сказала (ПЕРЕБИЛА) вторая дочь.
- Я плакала по тебе, как маленький птенчик плачет по птичке, - сказала (ЩЕБЕТАЛА) третья дочь.
- Мне тяжело было без тебя, как пчёлке без цветка, - сказала (ЗАСТРЕКОТАЛА) четвёртая дочь.
- Ты снилась мне, как розе снится капля росы, - сказала (ПРОБОРМОТАЛА)
пятая дочь.
- Я высматривала тебя, как вишнёвый сад высматривает соловья, - сказала
(ПРОВОРКОВАЛА) шестая дочь.
А седьмая ничего не сказала. Она сняла с мамы ботинки и принесла ей воды.
- Ребята, а как поступили бы вы, если бы ваша мама вернулась домой?
- Чему учит нас этот рассказ?
1) Запишите в тетрадь только диалог, заменяя слово «сказала» синонимами, расскажите о постановке знаков препинания в диалоге.
2) Сделать синтаксический разбор последнего предложения у доски.
3) Выписать слова с неизменяемыми приставками, выделить приставки.
7. Подведение итогов
- Над какой темой мы работали сегодня на уроке?
- Какие слова называются синонимами?
- Что нового вы узнали о синонимах?
8. Рефлексия
- А теперь я предлагаю вам оценить свою работу на уроке, а помогут в этом десяточки, которые есть у каждого из вас. Подумайте, и покажите свои отметки.
9. Выставление отметок
10. Домашнее задание (слайд 14, 15)
Приложение
Было у матери семь дочек и сын. Однажды поехала мать к сыну, который жил далеко. Вернулась домой только через неделю. Когда мать вошла в дом, дочки одна за другой стали говорить, как они скучали по ней.
- Я скучала по тебе, как маковка по солнечному лучу, - сказала первая дочь.
- Я ждала тебя, как сухая земля ждёт каплю воды, - сказала вторая дочь.
- Я плакала по тебе, как маленький птенчик плачет по птичке, - сказала третья дочь.
- Мне тяжело было без тебя, как пчёлке без цветка, - сказала четвёртая дочь.
- Ты снилась мне, как розе снится капля росы, - сказала
пятая дочь.
- Я высматривала тебя, как вишнёвый сад высматривает соловья, - сказала
шестая дочь.
А седьмая ничего не сказала. Она сняла с мамы ботинки и принесла ей воды.
Запишите в тетрадь только диалог, заменяя слово «сказала» синонимами, расскажите о постановке знаков препинания в диалоге.
Было у матери семь дочек и сын. Однажды поехала мать к сыну, который жил далеко. Вернулась домой только через неделю. Когда мать вошла в дом, дочки одна за другой стали говорить, как они скучали по ней.
- Я скучала по тебе, как маковка по солнечному лучу, - сказала первая дочь.
- Я ждала тебя, как сухая земля ждёт каплю воды, - сказала вторая дочь.
- Я плакала по тебе, как маленький птенчик плачет по птичке, - сказала третья дочь.
- Мне тяжело было без тебя, как пчёлке без цветка, - сказала четвёртая дочь.
- Ты снилась мне, как розе снится капля росы, - сказала
пятая дочь.
- Я высматривала тебя, как вишнёвый сад высматривает соловья, - сказала
шестая дочь.
А седьмая ничего не сказала. Она сняла с мамы ботинки и принесла ей воды.
Выписать слова с неизменяемыми приставками, выделить приставки.
Было у матери семь дочек и сын. Однажды поехала мать к сыну, который жил далеко. Вернулась домой только через неделю. Когда мать вошла в дом, дочки одна за другой стали говорить, как они скучали по ней.
- Я скучала по тебе, как маковка по солнечному лучу, - сказала первая дочь.
- Я ждала тебя, как сухая земля ждёт каплю воды, - сказала вторая дочь.
- Я плакала по тебе, как маленький птенчик плачет по птичке, - сказала третья дочь.
- Мне тяжело было без тебя, как пчёлке без цветка, - сказала четвёртая дочь.
- Ты снилась мне, как розе снится капля росы, - сказала
пятая дочь.
- Я высматривала тебя, как вишнёвый сад высматривает соловья, - сказала
шестая дочь.
А седьмая ничего не сказала. Она сняла с мамы ботинки и принесла ей воды.
Сделать синтаксический разбор последнего предложения у доски.
Было у матери семь дочек и сын. Однажды поехала мать к сыну, который жил далеко. Вернулась домой только через неделю. Когда мать вошла в дом, дочки одна за другой стали говорить, как они скучали по ней.
- Я скучала по тебе, как маковка по солнечному лучу, - сказала первая дочь.
- Я ждала тебя, как сухая земля ждёт каплю воды, - сказала вторая дочь.
- Я плакала по тебе, как маленький птенчик плачет по птичке, - сказала третья дочь.
- Мне тяжело было без тебя, как пчёлке без цветка, - сказала четвёртая дочь.
- Ты снилась мне, как розе снится капля росы, - сказала
пятая дочь.
- Я высматривала тебя, как вишнёвый сад высматривает соловья, - сказала
шестая дочь.
А седьмая ничего не сказала. Она сняла с мамы ботинки и принесла ей воды.
Запишите в тетрадь только диалог, заменяя слово «сказала» синонимами, расскажите о постановке знаков препинания в диалоге.
Было у матери семь дочек и сын. Однажды поехала мать к сыну, который жил далеко. Вернулась домой только через неделю. Когда мать вошла в дом, дочки одна за другой стали говорить, как они скучали по ней.
- Я скучала по тебе, как маковка по солнечному лучу, - сказала первая дочь.
- Я ждала тебя, как сухая земля ждёт каплю воды, - сказала вторая дочь.
- Я плакала по тебе, как маленький птенчик плачет по птичке, - сказала третья дочь.
- Мне тяжело было без тебя, как пчёлке без цветка, - сказала четвёртая дочь.
- Ты снилась мне, как розе снится капля росы, - сказала
пятая дочь.
- Я высматривала тебя, как вишнёвый сад высматривает соловья, - сказала
шестая дочь.
А седьмая ничего не сказала. Она сняла с мамы ботинки и принесла ей воды.
Запишите в тетрадь только диалог, заменяя слово «сказала» синонимами, расскажите о постановке знаков препинания в диалоге.
Было у матери семь дочек и сын. Однажды поехала мать к сыну, который жил далеко. Вернулась домой только через неделю. Когда мать вошла в дом, дочки одна за другой стали говорить, как они скучали по ней.
- Я скучала по тебе, как маковка по солнечному лучу, - сказала первая дочь.
- Я ждала тебя, как сухая земля ждёт каплю воды, - сказала вторая дочь.
- Я плакала по тебе, как маленький птенчик плачет по птичке, - сказала третья дочь.
- Мне тяжело было без тебя, как пчёлке без цветка, - сказала четвёртая дочь.
- Ты снилась мне, как розе снится капля росы, - сказала
пятая дочь.
- Я высматривала тебя, как вишнёвый сад высматривает соловья, - сказала
шестая дочь.
А седьмая ничего не сказала. Она сняла с мамы ботинки и принесла ей воды.
Запишите в тетрадь только диалог, заменяя слово «сказала» синонимами, расскажите о постановке знаков препинания в диалоге.
Было у матери семь дочек и сын. Однажды поехала мать к сыну, который жил далеко. Вернулась домой только через неделю. Когда мать вошла в дом, дочки одна за другой стали говорить, как они скучали по ней.
- Я скучала по тебе, как маковка по солнечному лучу, - сказала первая дочь.
- Я ждала тебя, как сухая земля ждёт каплю воды, - сказала вторая дочь.
- Я плакала по тебе, как маленький птенчик плачет по птичке, - сказала третья дочь.
- Мне тяжело было без тебя, как пчёлке без цветка, - сказала четвёртая дочь.
- Ты снилась мне, как розе снится капля росы, - сказала
пятая дочь.
- Я высматривала тебя, как вишнёвый сад высматривает соловья, - сказала
шестая дочь.
А седьмая ничего не сказала. Она сняла с мамы ботинки и принесла ей воды.
Запишите в тетрадь только диалог, заменяя слово «сказала» синонимами, расскажите о постановке знаков препинания в диалоге.
- Какие слова называются синонимами?
- Чем отличаются синонимы друг от друга?
- Что помогают выразить синонимы?
- Что помогает сделать правильный выбор синонимов?
- Для чего нужны синонимы?
- Одинаковы ли синонимы у разных значений многозначных слов?
- Если мы затрудняемся сами подобрать синонимы к словам, то к чему мы можем обратиться?
Дополнительные задания
Соединить синонимы стрелками
Алфавит аккуратный
Огонь алый
Опрятный скакать
Прыгать азбука
Бросать пламя
Красный кидать
Соединить синонимы стрелками
Алфавит аккуратный
Огонь алый
Опрятный скакать
Прыгать азбука
Бросать пламя
Красный кидать
Соединить синонимы стрелками
Алфавит аккуратный
Огонь алый
Опрятный скакать
Прыгать азбука
Бросать пламя
Красный кидать
Соединить синонимы стрелками
Алфавит аккуратный
Огонь алый
Опрятный скакать
Прыгать азбука
Бросать пламя
Красный кидать
раскрыть » / « свернуть