К предстоящей аттестации педагог должен готовиться заранее, т. к. успешность данного процесса во многом зависит от четкого, грамотного соблюдения аттестационных процедур.
Алгоритм подготовки педагога к аттестации
І. Ознакомиться с нормативной правовой базой проведения
аттестации
Квалификационная категория - это соответствующий нормативным критериям уровень квалификации, профессионализма и продуктивности (устойчивых результатов деятельности) педагогического труда, обеспечивающий работнику возможность решать профессиональные задачи определенной сложности.
Вторая квалификационная категория
Педагогический работник, претендующий на присвоение II квалификационной категории, удовлетворяет всем требованиям раздела «Должностные обязанности» и квалификационным характеристикам по уровням:
- квалификации: имеет знания и умения, превышающие стандарты педагогического или другого профессионального образования, в области основ теории педагогики, психологии, валеологии, возрастной физиологии; владеет методикой обучения и воспитания;
- профессионализма: владеет широким набором методов, приемов и средств обучения и воспитания, обеспечивающих вариативность в образовании; элементарными методами и средствами педагогической диагностики; основными формами дифференциации воспитанников; основными методами формирования и развития познавательной и коммуникативной культуры; создает комфортный микроклимат в классе;
- продуктивности: благодаря высокому уровню преподавания способствует сохранению контингента учеников, с которым непосредственно взаимодействует. Уровень подготовки обучающихся соответствует требованиям образовательных программ.
Первая квалификационная категория
Педагогический работник отвечает требованиям II квалификационной категории и, кроме того, по уровням:
- квалификации: имеет знания и умения, превышающие требования стандартов педагогического или другого профессионального образования, в области технологии индивидуализации образовательного процесса, современных методов психолого-педагогической диагностики. В совершенстве владеет базовым компонентом содержания преподаваемого предмета, а также знаниями по смежным дисциплинам. Теоретические знания позволяют педагогу вести уроки на различных уровнях;
- профессионализма: применяет в практической деятельности современные педагогические технологии; элементы технологий развития личности; владеет методиками анализа учебно-методической работы по предмету. Учитывает психологические особенности воспитанников при отборе содержания, методов и форм учебно-воспитательного процесса. Может работать с различными категориями воспитанников (по уровню развития склонностей, способностей, интересов; по состоянию здоровья), использует профильные и разноуровневые программы;
- продуктивности: уровень подготовки воспитанников является высоким по профилю в системе образования района, города.
Высшая квалификационная категория
Отвечает требованиям I квалификационной категории и, кроме того, по уровням:
- квалификации: осваивает новейшие достижения педагогической науки и практики, профильной области знаний; творчески решает практические задачи;
- профессионализма: использует оптимальный набор методов, средств, форм обучения и воспитания или самостоятельно разрабатывает, проверяет и успешно применяет образовательные технологии, а также их элементы, которые могут быть рекомендованы к распространению; создает условия для реализации творческих способностей детей; использует исследовательские и опытно-экспериментальные методы обучения и воспитания, методики управления и прогнозирования педагогического процесса, приемы планирования и организации самообразования воспитанников;
- продуктивности: уровень подготовки воспитанников является высоким по профилю в системе образования области, республики.
ІІ. Написать и подать заявление в аттестационную комиссию учреждения в заданные сроки
ІІІ. Оценить степень разработанности образовательной программы,
по которой вы работаете и, если потребуется, внести коррективы:
- проанализировать свою программу на предмет соответствия современным требованиям к образовательным программам;
- внести уточнения в программу и утвердить ее в своем образовательном учреждении;
IV. Подготовить диагностические материалы, способные объективно
отразить уровень профессионально-педагогической компетентности педагога:
- диагностические материалы по оценке результатов деятельности
в динамике (II, I, высшая категория);
- материалы, отражающие творческие успехи учащихся-выпускников, успехи самого педагога (II, I, высшая категория);
- методические, научно-методические разработки, публикации педагога (I, высшая категория);
- экспертные оценки системы отношений с учащимися, коллегами родителями (II, I, высшая категория);
- видео-, аудио-, фотоматериалы, отражающие опыт работы (высшая);
- документы, удостоверяющие факт обучения в системе повышения квалификации по конкретному направлению (II, I, высшая категория);
- отчеты и другие документы о научно-практической деятельности, отражающие опыт работы и личные достижения (I, высшая категория);
- авторские программы и учебно-методические материалы либо их перечень, заверенный руководителем учреждения или органа управления образованием (I, высшая категория).
V. Подготовить открытое занятие или воспитательное мероприятие,
на котором наиболее полно можно проявить профессиональную
компетентность и показать эффективность своего труда:
- выбрать наиболее интересную тему занятия, подобрать методику преподавания;
- определить предполагаемые результаты;
- подготовить самоанализ занятия.
- Пройти курсы повышения квалификации по своему направлению деятельности.
- Подготовиться к аттестационной беседе по следующему плану:
- Педагогические задачи в учебно-воспитательной деятельности.
- Предвидение близких и отдаленных результатов решения педагогических задач образовательного процесса.
- Самооценка знаний но преподаваемому предмету (на уровне учебных программ или на повышенном уровне), ориентация в специальной и методической литературе.
- Самооценка работы по развитию у учащихся творческого мышления, интереса к предмету, творческой самостоятельности.
- Применение в практической деятельности личностно ориентированных методик обучения и воспитания. Их эффективность, результативность, продуктивность.
- Организация самообразования учащихся.
- Индивидуальная работа с детьми девиантного поведения.
- Вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс.
- Работа по созданию благоприятного психологического микроклимата.
10.Самооценка психолого-педагогической подготовленности.
11.Видение перспектив своей педагогической деятельности и т. д.
VIII. Подготовить материалы для аттестационной комиссии.
1. Для прохождения аттестации на вторую категорию учитель должен предоставить в аттестационную комиссию следующие материалы:
- реферат по избранной теме (объём не менее 10 печатных страниц);
- разработку 3-5 уроков, представляющих собой тематический блок;
- разработка 1-2 внеклассных мероприятий по предмету с использованием форм и методов активного обучения по данной теме.
2. Для прохождения аттестации на первую категорию учитель должен предоставить в
аттестационную комиссию следующие материалы:
- автореферат с описанием элементов передового опыта, используемого в своей работе (в объёме 10-15 печатных страниц);
- разработку тематического блока из 5 - 8 уроков, в котором должны четко прослеживаться элементы современных образовательных технологий, активно используемые учителем на уроках;
-разработку 2-3 внеклассных мероприятий по данной теме;
- вариант индивидуальной программы обучения креативного или слабоуспевающего учащегося (с указанием конкретной фамилии).
Для подведения итогов деятельности педагогических работников, подлежащих аттестации, члены аттестационной комиссии должны посетить не менее 3-х уроков и внеклассных мероприятий.
Экспертная оценка практической деятельности аттестуемого осуществляется по итогам контрольных работ, срезов знаний, осуществляемых заместителем директора.
раскрыть » / « свернуть